Главная » Статьи » Инновации » Коммерциализация разработок |
Наука делать деньги. Что мешает вузам продавать свои разработкиОпубликовано 25 ноября, 2010
Российские вузы не спешат создавать наукоемкие предприятия. Среди основных причин – законодательные проблемы, инертность научного сообщества и отсутствие квалифицированных менеджеров, способных вывести разработку на рынок. Об этом говорилось на представительной конференции с участием сотрудников научно-образовательных центров страны, которая состоялась в столице. Представители вузовской и академической науки из Москвы, Воронежа, Курска, Белгорода и ряда других городов обсудили проблемы коммерциализации разработок. Как выяснилось, получение прибыли от научной деятельности сейчас сводится к трем основным вариантам: помимо создания предприятий, это продажа лицензий и проведение исследований на заказ. Торг не уместенУ вузов
есть взможности создавать перспективные разработки, внедрять их в
производство и за счет этого зарабатывать. Как констатировали участники собрания, самый простой способ заработать деньги на науке состоит в продаже лицензий и отчуждении исключительных прав на результаты инновационной деятельности. Именно так часто поступают ведущие западные вузы: только один Массачусетский технологический университет, в управлении которого около 3000 патентов, ежегодно зарабатывает на них порядка 50 миллионов долларов. Российские вузы вынуждены искать другие пути: скажем, МГУ не получает от своих патентов ни копейки.
Ученые рассуждают о технических характеристиках изобретения, а бизнесменов больше интересует его востребованность на рынке Впрочем, этот опыт – скорее исключение на общем фоне. В Центральном федеральном округе большинство университетов, обладающих патентами, связывают свои надежды с либерализацией образовательного законодательства, в результате которой все российские вузы смогут заниматься предпринимательской деятельностью независимо от форм собственности. Такие изменения уже внесены на рассмотрение Комитета по образованию и науке Совета Федерации. В поисках заказчикаСамым распространенным путем получения финансовой отдачи от науки остается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на заказ. Однако массовых заявок от промышленников в вузах ЦФО не наблюдается. Одни представители бизнеса не осознают необходимости внедрения инновационных разработок в производство, другие – скептически относятся к «теоретикам» из университетских лабораторий, считая, что они слишком далеки от проблем реального производства. В последнем случае крупные промышленные предприятия предпочитают создавать собственные конструкторские бюро наподобие тех, что существовали в советское время. Несколько лет назад такое дочернее предприятие создала белгородская компания, занимающаяся возведением недвижимости и производством стройматериалов. На первом этапе новая структура пыталась работать с изобретателями и рационализаторами. Но с началом кризиса ее деятельность свелась преимущественно к продвижению технологий энергосбережения на предприятиях, входящих в управляющую компанию. В апреле нынешнего года правительство России приняло постановление № 218, призванное поддержать кооперацию вузов и других организаций, готовых создавать высокотехнологичные производства. Помимо московских университетов, в Центральном федеральном округе соответствующие гранты минобрнауки выиграли также белгородцы и воронежцы. Расположенный в Белгороде опытно-экспериментальный завод, занимающийся производством материалов для стоматологии, воспользуется разработками местных нанотехнологов. Воронежским промышленникам предстоит развивать проект в сфере гражданской авиации совместно с государственным техническим университетом. Создать и отчитатьсяСоздание стартап-компании эксперты оценивают как наиболее перспективный способ коммерциализации научных идей. Но и сложностей на этом пути немало. Как правило, ученые и инвесторы говорят на разных языках. Первые делают акцент на технических характеристиках изобретения и научных регалиях разработчиков. Вторых куда больше интересуют вопросы, связанные с востребованностью идеи на рынке, конкурентоспособностью и степенью защиты интеллектуальной собственности. Совместить единство противоположностей удается крайне редко.
Полтора года назад депутаты Госдумы приняли федеральный закон № 217, который позволил вузам учреждать наукоемкие предприятия, внося в уставной капитал право использования результатов интеллектуальной деятельности. Предполагалось, что еще до конца 2009 года российские вузы создадут 925 малых предприятий и более 11 тысяч рабочих мест. На практике в начале 2010-го эти цифры были в десять раз меньше.
Впрочем, даже критики вузовских проектов признают: трудно ожидать от них полноценной отдачи в условиях, когда университеты не могут передавать в собственность малым предприятиям имущество и оборудование, а также предоставлять помещения в аренду на льготных условиях.
Справка: «Российская газета» – Экономика Центрального округа №5343 от 23 ноября 2010 г. Автор: Сергей Печорин, Источник: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2010/nauka-delat-dengi-chto-meshaet-vuzam-prodavat-svoi-razrabotki | |
Просмотров: 855 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||||
---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Статистика |
---|